Развитие в человеческом масштабе

Глава 2. РАЗВИТИЕ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ

Алина Лихачевская
3 min readAug 31, 2021

Размышления о новой перспективе

Можно ли что-нибудь добавить к уже изложенному?

Литература о человеческих потребностях обширна и во многих случаях внесла существенный вклад в наше понимание этого вопроса. Она оказала влияние на области философии и психологии и стала центром внимания в политических, экономических и социальных дисциплинах в целом. В последние годы международные учреждения, занимающиеся содействием развитию, приняли в качестве критерия своих действий удовлетворение так называемых базовых потребностей. В 1975 году в докладе Дага Хаммаршёльда «Что теперь: очередное развитие» была поставлена цель срочно создать один из столпов нового типа развития, чтобы преодолеть деградирующее состояние обнищания, которое держит в своих тисках большинство жителей Третьего мира. В настоящее время считается почти обычным делом, что развитие и потребности человека являются неотъемлемыми элементами единого уравнения. Однако в рамках этой перспективы еще многое предстоит сделать.

Во-первых, этот новый подход, сочетающий развитие и человеческие потребности, должен выходить далеко за рамки простого временного пересмотра парадигмы в условиях кризиса. С самого начала это предполагает создание условий для нового способа концептуализации развития. Это означает существенное изменение преобладающих представлений о стратегиях развития. Например, никакой “Новый международный экономический порядок” не может быть релевантным, если он не поддерживается структурной перестройкой сети “Новых местных экономических порядков”.

Аналогичным образом, это означает признание того, что социальные и экономические теории, которые поддерживали и направляли процессы развития, не только неполны, но и неадекватны. Это влечет за собой осознание того, что в нашем все более неоднородном и взаимозависимом мире будут доминировать новые и более тревожные разочарования, если будут применяться модели развития, основанные на механистических теориях и вводящих в заблуждение совокупных показателях.

РЧМ, направленное на удовлетворение человеческих потребностей, требует нового подхода к пониманию реальности. Это заставляет нас воспринимать и оценивать мир, то есть людей и их процессы, совершенно отличным от общепринятого способом. Аналогичным образом, теория человеческих потребностей в развитии должна пониматься именно в этих терминах — как теория развития.*

Во многом так же, как геолог при исследовании камня видит атрибуты, отличные от тех, которые воспринимает архитектор, человеческие потребности различаются по-разному, в соответствии с идеологическими и дисциплинарными взглядами наблюдателя. Это не означает, что мы должны придумать новые формы редукционизма; напротив, различные представления и понимания являются взаимосвязанными аспектами проблемы человеческих потребностей. То, что здесь поставлено на карту, — это вопрос формы и акцента. Задача для всех нас состоит в том, чтобы усвоить подход к развитию, основанный на человеческих потребностях, который, будучи понят, будет направлять наши действия и ожидания.

Необходимость трансдисциплинарных подходов. Цель этого раздела состоит в том, чтобы сделать теорию человеческих потребностей понятной и применимой для развития. Эти усилия не основаны на какой-либо конкретной области исследований, поскольку новая реальность и новые вызовы неизбежно вынуждают нас применять междисциплинарные подходы.** Доказательством такой ориентации служит тот факт, что мы редко анализируем конкретную проблему, а вместо этого анализируем сеть сложных проблем, которые не могут быть решены с помощью применения традиционной политики, основанной на редукционистских дисциплинах.

Во многом так же, как болезнь является медицинской проблемой, и что та же самая болезнь, превращаясь в эпидемию, выходит за рамки области медицины, наша нынешняя задача заключается не только в том, как решать проблемы, но и в том, как справиться с огромными масштабами проблем. Их растущий масштаб и сложность преобразуют контуры проблемных областей в проблемные комплексы диффузного трансдисциплинарного характера. В муках террора Французской революции Маркиз де Сад в отчаянии произнес: “Больше нет красивой индивидуальной смерти”. Аналогичным образом, посреди нынешней реальности, которая нас одолевает, мы можем воскликнуть: “Больше нет красивой конкретной проблемы”.

Только трансдисциплинарный подход позволяет нам понять, например, как сошлись политика, экономика и здравоохранение. Таким образом, мы обнаруживаем все большее число случаев, когда плохое здоровье является результатом неправильной политики и плохой экономики. Если экономическая политика, разработанная экономистами, влияет (что она и делает) на все общество, экономисты больше не могут утверждать, что они занимаются исключительно экономической областью. Такая позиция была бы неэтичной, поскольку это означало бы уклонение от моральной ответственности за последствия того или иного действия.

Мы сталкиваемся с запутанными ситуациями, когда понимаем все меньше и меньше. Если мы не будем уделять значительно больше энергии и воображения разработке значимых и последовательных междисциплинарных подходов, наши общества будут продолжать распадаться. Мы живем в переходный период, а это означает, что смена парадигмы не только необходима, но и обязательна.

Продолжение >>

* Мы используем здесь понятие теории как дедуктивного процесса, развивающегося из набора постулатов.
** Трансдисциплинарность — это подход, который в попытке достичь большего понимания выходит за рамки областей, очерченных строгими дисциплинами. В то время как языка одной дисциплины может быть достаточно для описания чего-либо (например, изолированного элемента), для объяснения чего-либо (связи между элементами) могут потребоваться междисциплинарные усилия. Точно так же, чтобы понять что-то (систему, интерпретируемую с другой точки зрения более высокой сложности), требуется личное участие, выходящее за рамки дисциплинарных границ, что делает его трансдисциплинарным опытом.

--

--

Алина Лихачевская

Независимая исследовательница альтернативных экономических концепций